Педагогика высшей школы как раздел научных и профессиональных знаний относительно молода. Только тридцать лет назад началось более или менее систематизированное обучение преподавателей вузов основам педагогики, ранее же опыт эмпирически передавался от опытного преподавателя начинающему. Именно с этого момента и в медицинских вузах начали открываться кафедры педагогики. Интерес к научным основам организации и проведения учебного процесса в высшей школе возник по двум причинам. Во-первых, резкое ускорение технического прогресса потребовало совершенствования процесса передачи социального опыта новому поколению, что затруднялось лавинообразным ростом объема информации по отраслям знаний. Стало невозможным научить всему и на всю оставшуюся жизнь бупущего специалиста за ограниченный срок в 5-6 лет. Перед высшей школой встали задачи не только рациональной подготовки специалиста определенной профессии, но и формирования личности, готовой воспринимать и умеющей использовать в своей труцовой деятельности постоянно появляющиеся новые сведения. Во-вторых, к этому времени определенного развития достигла и педагогическая психология — наука, устанавливающая закономерности формирования знаний и умений у индивидуума. Основной тезис общей психологии отечественной школы был сформулирован ещё в пятидесятые годы С.Л. Рубинштейном — «психические свойства личности в ее поведении, действиях и поступках… одновременно и проявляются, и формируются». Определив владение знаниями и умениями как одно из психических свойств личности, П.Я. Гальперин развил этот подход в психологии применительно к педагогическому процессу и разработал свою теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий.