Качество современного российского высшего образования вызывает много вопросов. Сегодня в условиях реформы медицинского образования, отказа от интернатуры, создания системы допусков и т.д. возникает вопрос: можно ли доверять медицинскому образованию? Почему современное образование уступает образованию, полученному в Советском Союзе? Однако применение инструментов, оказавшихся эффективными в прошлом, в новых условиях не только не поможет, но и может навредить. Полезно было бы понять, какие механизмы лежат в основе качественного медицинского образования и воспользоваться ими в новых условиях. Смена устройства общества — переход на рыночные (свободные) отношения требует такого же отношения и к организации учебного процесса. В Советском Союзе высокое качество преподавания обеспечивалось в основном 3 факторами. Первый фактор — это высокий социальный статус преподавателя высшей школы. Известно, что зарплата преподавателя вуза была существенно выше средней зарплаты по стране, причем в разы. Второй — хорошо развитая и достаточно эффективная карательная система Советского государства, успешно пресекавшая возможные злоупотребления (коррупцию и недобросовестность преподавателей). Безусловно, подобные явления встречались в высшей школе и тогда, но они не носили массового характера.