Авторизация Запись на занятия
Обязан ли медицинский работник оказывать медицинскую помощь в нерабочее время?
07.08.2020
Шум на митральном клапане
07.08.2020

Ритм галопа. Ритм перепела.

Местоположение тонов в сердечном цикле

Основными тона при аускультации сердца являются I и II тоны. Кроме того, при определенных состояниях могут появиться дополнительные III и IV тоны сердца и тон открытия митрального клапана (ТОМК).

I тон регистрируется в начале систолы, он приблизительно совпадает с зубцом S ЭКГ.

II тон регистрируется в начале диастолы, он приблизительно совпадает с концом зубца Т ЭКГ.

III тон — это очень тихий звуковой феномен – он в 200 раз слабее II тона и слышится как глухое «эхо» II тона. III тон низкочастотный, появляется в первой трети диастолы, т.е. в протодиастоле – через 0,12 — 0,19″ после II тона.

IV тон сердца регистрируется в конце диастолы (в пресистолу) и совпадает с зубцом P ЭКГ.

ТОМК — это высокочастотный тон, который появляется при стенозе митрального клапана. Слышен практически сразу после II тона.

III тон сердца

ЦНПО

III тон 60/мин

0:20

III тон был описан в XIX веке П.Потеном (1866 г.) и с тех пор считается важным признаком поражения желудочков. Национальная дирекция программ по терапии и кардиологии (США) обозначила III тон как самый важный добавочный тон сердца по его диагностической ценности.

III тон низкочастотный – от 10 до 70 Гц (40-50 Гц), он возникает при пассивном наполнении желудочков кровью (в протодиастоле). В это время желудочки наполняются кровью на 80% (!). Образно можно сказать, что когда открываются a-v клапаны, кровь падает («плюхается») в желудочки и тогда слышен III тон сердца – от вибрации мышцы желудочков. При этом происходит гидравлический удар о стенку желудочков порции крови. III тон называют тоном диастолического наполнения желудочков, а также желудочковым или протодиастолическим.

Однако у здоровых людей III тон очень тихий. Это связано с тем, что при хорошем диастолическом тонусе удар порции крови из предсердия амортизируется нормально расслабляющимся миокардом желудочка (А.В.Струтынский, 2004).

Вопрос о том, является ли III тон физиологическим или патологическим, решается врачом с обязательным учетом конкретных обстоятельств, при которых этот тон выслушивается.

IV тон сердца

ЦНПО

IV тон 60/мин

0:20

IV тон – это низкочастотный тихий звук, возникающий в конце диастолы – перед I тоном (в пресистоле). Его называют «предсердным тоном», подчеркивая связь IV тона с сокращением предсердий (доказательством роли систолы предсердий в возникновении IV тона является факт его исчезновения при возникновении мерцательной аритмии). IV тон также называют позднедиастолическим или пресистолическим добавочным тоном (как указывалось выше, III тон называют желудочковым или протодиастолическим).

Относительно громкий IV тон в сочетании с I и II тоном обусловливает трехтактный ритм, называемый предсердным или пресистолическим галопом.

Ритм галопа

Ритмом галопа сердца называется трехчленный ритм сердца при высокой частоте сердечных сокращений. Своё название он получил по сходству со звуками галопа скачущей лошади. Известный французский клиницист Анри Юшар говорил: «Нет галопа без тахикардии».

Причина появления ритма галопа – это изменения свойств миокарда желудочков.

Пьер Потен (Потен Пьер Чарльз Эдуард, 1825 -1903) французский терапевт объяснял ритм галопа вибрацией стенок левого желудочка при потере им тонуса. Как известно, в протодиастоле начинается поступление крови из предсердий в желудочки. В норме оно происходит бесшумно (ухом не воспринимается), так как мышца желудочка, имеющая тонус, расправляется постепенно и амортизирует удар порции крови, поступающей из предсердия. Если же мышца потеряла тонус и «висит, как мешок», то кровь, падая на дно желудочка, вызывает дополнительный удар, слышимый как дополнительный тон – патологический III тон сердца.

Ритм галопа может быть двух типов: протодиастолический и пресистолический:

Протодиастолический ритм галопа (так называемый желудочковый ритм галопа) – в его основе лежит патологический III тон, имеющий более высокочастотные компоненты, чем в норме; дополнительный тон выслушивается после II то на на верхушке сердца. Джордж Тейлор (Южная Каролина, США, 2004) дает такую краткую характеристику III тону и протодиастолическому галопу: «большой дряблый желудочек (перегрузка «объемом»)».

ЦНПО

III тон 90/мин (протодиастолический галоп)

0:20

Пресистолический ритм галопа (предсердный галоп) – в его основе лежит патологический IV тон – этот ритм лучше регистрируется при длинном интервале PQ ЭКГ; появление патологического IV тона зависит при этом от величины конечного диастолического давления в желудочке, ригидности левого желудочка, его плохой «расправляемости», плохой расслабляемости.

ЦНПО

IV тон 90/мин (пресистолический галоп)

0:20

Очень важно то, что его можно «пропальпировать», т.е. ощутить рукой этот диастолический тон. Ритм галопа свидетельствует о сердечной недостаточности – это «крик сердца о помощи», раньше говорили, что это «крик сердца о дигиталисе».

Ритм галопа — это крик сердца о помощи !

Суммационный галоп

Суммационный (или мезодиастолический) галоп – это трехчленный ритм желудочка, когда в результате резкого укорочения фазы медленного наполнения на фоне тахикардии патологические III и IV тоны сливаются в один дополнительный достаточно громкий тон.

Основные условия возникновения суммационного галопа это:

  1. снижение сократимости миокарда желудочкову больных с сердечной недостаточностью и острым повреждением миокарда, ведущее, с одной стороны, к уменьшению его диастолического тонуса и скорости расслабления («дряблый желудочек, желудочек «висит как мешок») – это дает III патологический тон сердца;
  2. повышение конечно — диастолического давления в желудочке – это дает IV патологический тон сердца;

Характерным сочетанием для такиз больных является наличие гипертонической болезни и сердечной недостаточности.

Суммационный галоп может возникнуть также при a-v блокаде I степени, когда удлиненный интервал PQ приводит к смещению IV тона ближе к началу диастолы, где он сливается с III тоном.

Тон суммационного галопа имеет более высокую частоту, громче и продолжительнее, чем III и IV тоны по отдельности.

Двойную природу суммационного галопа можно выявить при урежении ритма, например, при массаже каротидного синуса. В этом случае начинает выслушиваться четырехчленный ритм галопа с раздельно выслушиваемыми III и IV тонами сердца.

ЦНПО

III и IV тоны 60/мин

0:20

Итого

Итак, протодиастолический (желудочковый) галоп связан со слышимым III тоном. Дополнительный тон слышится после II тона. Он воспринимается и ухом, и пальпаторно. Галоп, как правило, наблюдается при тахикардии. Многие клиницисты считают, что желудочковый ритм галопа это самый достоверный признак сердечной недостаточности, определяемый физикально.

IV тон и пресистолический галоп – это «жесткий неподатливый желудочек (перегрузка «давлением»)».

Прогностически более неблагоприятен протодиастолический ритм галопа.

Следует еще раз отметить, что галопом обозначается любой трехчленный диастолический ритм сердца, скорость которого настолько велика, что имитирует бег лошади. Термин «ритм галопа» подразумевает высокую частоту сердечных сокращений (часто в сочетании с приглушением I и II тонов) и типичную мелодию. Ритм галопа – более угрожающий признак, чем простое присутствие III тона. Как указывалось выше, III тон сердца может быть «близким к физиологическому», а также быть отражением относительной перегрузки левого желудочка объемом и не формировать ритм галопа. Напротив, ритм галопа с III тоном почти всегда является патологическим.

Как это показали ныне подтвержденные многими советскими клиницистами и зарубежными терапевтами наблюдения В.П.Образцова и М.М.Губергрица, что и у здоровых людей выслушиваемая непосредственной аускультацией мелодия сердца является трехчленной (т.н. нормальный третий тон) и что при сравнительно небольшой патологии, равно как и при физиологических обстоятельствах могут наблюдаться расщепления и раздвоения первого тона (? В.О.) (свыше 10% по В.П.Образцову), то ясно, что между ритмом галопа и нормальной мелодией сердца существуют постепенные переходы, а не резкая неотделимая грань».

Значимость ритма галопа интересно определил Джордж Тейлор (2004):

«Традиционно много внимания уделяется шумам сердца, однако они, помогая правильно поставить диагноз, не могут рассказать нам столько о тяжести болезни. Это делают именно галопы и верхушечный толчок: они говорят нам о размерах желудочка, его функции и диастолической податливости».

Ритм перепела

Ритм перепела выслушивается в области верхушки сердца в виде кажущегося раздвоения II тона. В действительности это не раздвоение II тона, а появление дополнительного тона в начале диастолы вследствие открытия митрального клапана (тон или щелчок открытия митрального клапана) у больных митральным стенозом. В норме митральный клапан открывается бесшумно, а при митральном стенозе клапан становится похожим на мембрану вследствие сращения створок по комиссурам. При открытии он прогибается, создавая дополнительный звук в диастолу. Этот звук высокочастотный (поэтому надо использовать фонендоскоп), и он имеет заметный «щелкающий» характер («твердый» тон по Ю.Р.Ковалеву, 2004), что помогает отличать его от «похожего» на него III тона. Ритм перепела выслушивается на фоне усиленного I тона, ритм галопа – на фоне ослабленного I тона. Этот щелчок выслушивается сразу после II тона, но только на верхушке сердца (точнее – даже чуть медиальнее ее) и вдоль левого края нижней трети грудины. Это доказывает его именно «митральное» происхождение.

ЦНПО

Ритм перепела (Хлопающий S1 и ТОМК)

0:20

В зарубежной литературе принято обозначать его для краткости двумя буквами OS (opening snap) – «щелчок открытия» . Величина интервала II тон — OS зависит от степени сужения a-v отверстия, степени стеноза: чем больше стеноз, тем короче интервал. В конечном итоге (при максимальной выраженности стеноза) OS может вообще слиться со II тоном (и ритм перепела тогда исчезнет).

В отсутствии кальцификации клапана щелчок открытия выявляется у 75-90% больных с митральным стенозом. Он отражает относительно легкую форму заболевания, в то же время он отсутствует в более тяжелых случаях и при кальцификации створок митрального клапана.

По материалам: АУСКУЛЬТАЦИЯ СЕРДЦА. ТОНЫ СЕРДЦА В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ. Профессор В.Н.Ослопов.

 

 

ЗВУКИ МОЖНО? Скачать отсюда https://vk.com/@cnpo_msmu-ritm-galopa-ritm-perepela

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *